запрещенное

искусство

18+

14.05.2012, Тайга инфо, Анатолий Кубанов

Новосибирский депутат: «Толерантные защитники Гельмана опускаются до откровенного хамства»

Депутат заксобрания Новосибирской области Анатолий Кубанов подробно объяснил специально для Тайги.инфо свое отношение к выставке «Родина», современному искусству, «местным приспешникам» Марата Гельмана и «салонной VIP-культурке». Публикуем текст Кубанова без правок и комментариев.

 

 

 

Радует, что вопросы культуры и продвижения современного искусства становятся темой остроактуальной общественной дискуссии. Новосибирск подтверждает свой статус высококультурного и современного города.



Общественные деятели, работники культуры, депутаты, журналисты втянулись в бурную полемику. Поводом для переполоха стала грядущая выставка политтехнолога Марата Гельмана «Родина». Весьма банальная, экспозиция художественного вторсырья, анонсировалась как эпохальная акция приобщения культурно-отсталых масс к шедеврам современного искусства. Надо заметить, что само определение «современное искусство» весьма условно. Оно насчитывает десятки направлений — минимализм, соцарт, видеарт и т.д. И все они не более чем художественные средства выражения философских, эстетических, социальных либо политических смыслов.

 

Русский авангард начало XX века — Малевич, Татлин, Кандинский — был мощным революционным прорывом. Они стали предвестниками современного искусства в России. И, если бы Гельман и его местные приспешники организовали сто лет назад в нашем городе, тогда еще Новониколаевске, выставку русского авангарда — это было бы действительно ошеломляюще ново. Сейчас, век спустя, современное искусство прочно буднично и повсеместно вошло в культурную жизнь. Это свершившийся исторический факт и спорить или бороться с этим очевидно глупо. Тем забавнее выглядят истошные крики некоторых арт-персонажей, которые в эту безнадежную борьбу кинулись. Надо быть действительно «непуганым идиотом», как обозначил самокритично свое воззвание искусствовед Сергей Самойленко, что бы на полном серъезе очнуться через сто лет и выступить в защиту современного искусства.

 


После того, как в начале XX века отгремели бои с закрытием эпохи живописи, беспредметным искусством, конструктивизмом и пр., порвать на груди манишку и вступить в эту культ-битву выглядит несколько запоздало. Невольно согласимся с Самойленко, что некоторая часть нашего общества, как он признается, «Неграмотно, невежественно, закомплексовано».



Разовью эту нехитрую мысль и скажу, что наши либеральные, полуинтеллигенты вдобавок ограничены и агрессивны. У них табуированное сознание. Находясь в эстетическом экстазе от половых тряпок и клизм Гельмана, они не могут уловить суть претензий к ним. А носят они не туманно-искусствоведческий, а четкий общественно-политический характер.

 

Я и мой товарищ, депутат Заксобрания Игорь Умербаев предложили отправить в отставку министра культуры. Заявили о недопустимости проведения в стенах Государственного краеведческого музея второсортной выставки, с откровенно оскорбительными экспонатами. Карта России из тряпок, обезьяна в гимнастерке с медалями и прочая дрянь — являются откровенной общественной провокацией.

 

Когда художественные средства становятся орудием грязной политической, игры, то оценку этому событию надо давать политическую, а не искусствоведческую. Ни один балбес не будет выставлять в залах государственного музея скульптуры и инсталляции третьего Рейха. Всем очевидно, что рассуждать о художественной ценности в этом случае будет не уместно. Тогда почему, когда десятки общественных организаций выступают с требованием не выставлять кощунственные вещи в музее; поднимается истерический вой о защите актуального искусства.



Министр культуры, госпожа Ярославцева призывает к терпимости. С ее слов, дискуссионное современное искусство воспитывает толерантность и уважение к личности. В ходе развернувшейся дискуссии, не заметно, что наши арт-оппоненты напитались особой терпимостью и уважением к личности.

 

Весьма характерно высказывание А.Шаповалова — директора Краеведческого музея. В интервью НГС, год назад, когда обсуждалась зоофелическая выставка, директор Государственного (!) музея сказал: «Антогонизма между новосибирской публикой и современным искусством нет, просто новосибирская публика необразованная и темная». Все, приехали!



Министр культуры потворствует сомнительным выставкам. А ее подчиненный презрительно вальяжно укоряет новосибирцев в невежестве. Нет, «господа хорошие». Это не публика темная и необразованная, а некоторые «рафинированные эстеты» с больной головы валят на здоровую. Подобные художества — есть проявление гнусного, социального и культурного расизма. Не случайно толерантные защитники Гельмана, хлебобулочные барыги и ресторанные критики, выдающие себя за искусствоведов, опускаются до откровенного хамства.

 

Часть либеральных приспешников с ненавистью обрушиваются на офицеров, священнослужителей, патриотическое большинство. Противопоставляется мнимая элита и быдло. Булочные короли, чиновные дамы от культуры, кулинарные критики — создали свой затхлый мирок салонной VIP-культурки. Пропагандируя арт-грязь, оскорбляя и попирая национальные, религиозные, исторические ценности — вы разрушаете культуру. И не стоит переводить противостояние в плоскость: ретрограды-либералы, современного или традиционного искусства. На самом деле вы стремитесь абсолютизировать относительное — толерантность, современное искусство, либерализм. И сделать относительным абсолют — Родина, Вера, Честь.

 

Такая дешевая игра на понижение, на втаптывание и оплевывание традиционных норм культуры и есть самая разнузданная антикультура.

 

Впрочем, я не обязан уважать любые взгляды другого. Но согласен, что он имеет на них полное право. Восхищаться половыми тряпками — есть дело глубоко личное, вопрос сугубо частного вкуса. Вот в рамках частной инициативы и реализуйте свои причудливые вкусовые пристрастия. Не надо только вмешивать в это государственные учреждения культуры.

 

Депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Анатолий Кубанов

 

Тайга инфо

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com