запрещенное

искусство

18+

20.01.2005, Русский образ

Презентация "Последних пионеров" в "Фаланстере" сорвана милицией

20 января в книжной лавке «Фаланстер» должна была пройти презентация книги скандально известного издательства «УльтраКультура» «Последние пионеры». Мероприятие планировалось давно, присутствовало руководство издательства, авторы сборника, поэты Алина Витухновская, Всеволод Емелин и журналисты. Но мероприятию так и не суждено было состояться.

По почти уже устоявшейся доброй традиции в дело вмешались люди в форме. Подтягивавшихся гостей, радостно мигая проблесковыми маячками, встречали четыре машины с сотрудниками милиции и спецслужб. Как всегда вежливо, они объяснили, что собравшимся лучше разойтись, иначе не исключено некоторое нарушение демократических ценностей и прав человека. Недовольно потоптавшись у входа, публика совету последовала.

 

 

За это время в разговорах гостей промелькнула любопытная информация. Якобы ещё днем в «Фаланстер» нанесли визит начальник милиции Центрального административного округа Москвы и дежурный офицер. Они заявили, что книжка, изданная «УльтраКультурой», хоть и не политическая, но нехорошая, и шум вокруг неё поднимать не следует. А иначе в магазине можно ведь и наркотики обнаружить. Проблемы-то никому не нужны.

 

Немного спустя после их ухода рядом с магазином возник милицейский патруль, который мужественно простоял у входа в течение нескольких часов, дабы не допустить беззакония.

 

Общественности же было дано лаконичное объяснение — дескать, неграмотное руководство магазина бесцеремонно попрало Административный кодекс, так как на вывеске написано, что он работает до 20.00, и, следовательно, после этого открытым быть не может. С непонятливыми и надоедливыми журналистами, так и не нашедшими логики в подобной мотивации, сотрудники милиции общаться не стали, а старший в их группе даже отказался представиться, сказав, что забыл свою фамилию.

 

Ещё более любопытным выглядит тот факт, что несколькими неделями ранее в том же «Фаланстере», в те же 20.00 благополучно состоялась другая презентация — небезызвестный Гейдар Джемаль представлял свою новую книгу. Труд, надо сказать, знаковый и весьма полезный — о том, как эффективней проводить исламизацию России и бороться с «правыми». Видимо, на Гейдара Джемаля Административный кодекс не распространяется. Либо необходимость донести до обывателя столь прогрессивные идеи стоит того, чтобы слегка его нарушить.

 

Так что же именно не устроило стражей правопорядка в «Последних Пионерах»? Не зря же они, со свойственной им прозорливостью, усмотрели там «нехорошесть». Напрасно составитель книги Алексей Рафиев уверял, что «никакого фашизма, коммунизма, антипутинства в „Последних пионерах“ нет». Ясно же, что врал.

 

Выпуском книги издательство «УльтраКультура» в очередной раз подтвердило свою скандальность. Ещё до своего выхода книга, казалось, обещала шокировать и эпатировать. Ярко-красная обложка, ярко-радикальные произведения, яркий авторский состав. Небольшая по объёму она до предела насыщена фамилиями, которые чаще всего вызывают непонимание у среднестатистических зрителей вечерних новостей, но зато в душе любого революционера, анархиста, радикала, экстремиста либо просто отморозка способны вызвать всю гамму эмоций — от зубовного скрежета до подобострастного преклонения. Надо сказать, преклоняться тут есть перед чем. Год назад Эдуард Лимонов вышел из Лефортово. Не так давно выпустили Витухновскую и Бернера. С. Троицкий провел несколько месяцев в психиатрической лечебнице. Дмитрий Пименов также на какое-то время привлек к себе внимание спецслужб попыткой взять на себя ответственность за взрыв на Манежной площади в 99-м году. Разумеется, из идейных соображений.

 

На обложке указано: «Сборник современной прозы и поэзии». Рассказы, стихи, произведения малого жанра — проза, поэзия, ёмкие афоризмы и даже отдельные фразы, сливаясь вместе, больше похожи на наркотический бред, порой истеричный и нечленораздельный, но что делать, такова специфика жанра. О чем же этот бред? Да все о том же… О Революции и Революционерах. О разновидностях и перспективах такого нерационального явления в начале XXI века. Как заявлено в аннотации, поколение, называющее себя последними пионерами вовсе не является выразителем духа эпохи красных галстуков. Хотя вправе гордиться, что успело-таки их поносить в то время, когда они ещё были наполнены идеологией, а не висели в витринах супермодных бутиков, привлекая зевак-иностранцев. Видимо, коренные переломы и катаклизмы, переживаемые родиной, заставили этих героев преломить свою призму восприятия под таким углом, что творчество, в качестве продукта переработки окружающей среды, выдается ими в виде, совершенно не увязывающемся со здравым смыслом. Разумеется, в хорошем понимании.

 

Да и что общего с этим самым смыслом может быть у вечно молодого пенсионера Лимонова, постоянно недовольного справедливым и умным устройством общества, с жаждой неотступно искоренять в нем все разумное, доброе, вечное? Либо у Всеволода Емелина, который пишет стихи, но не о природе родного края и не о глазах Маруси, а о милитаризме, шахидках и скинхедах… Боль за свою страну зачем-то испытывает лирический герой известного шоумена Гарика Осипова в рассказе «Симптомы», предаваясь белой горячке и ностальгии по тем ушедшим, настоящим временам, когда звуками мелодичной музыки и красивыми фотографиями вполне легально можно было замаскировать мерзкую природу сограждан. Тема продолжается в рассказе «Чингизид», повествующем о том, как тернист может быть путь истинного патриота-националиста, когда у него не хватает денег, чтобы купить себе «расово чистую» родословную. Кстати, в этих двух рассказах среди бурных и эмоциональных душевных монологов героев явно просматривается аналогия с одной небезызвестной националистической партией, ставшей для многих символом беспомощности и дискредитации любой идеи, попавшей в коллективный мозг руководящего звена.

 

А ещё говорили — фашизма нет. А он есть! Истинный подарок для фашиствующих молодчиков — рассказ «Негр и Скинхед» небезызвестного радикала Сергея Троицкого, он же Паук. Преисполненная житейско-ксенофобской мудрости притча для молодых и неопытных неумеренных патриотов, и одновременно грозное предупреждение для тех, кто в силу недальновидности ещё не проникся позитивной философией группы «Коррозия металла» и закрывает глаза на оскорбительное для каждого поклонника этой культовой группы засилье инородцев в Москве.

 

В целом, несмотря на попытки отдельных авторов зажечь в читателе огонь борьбы, на страницах чувствуется лишь жёсткое и тяжёлое ощущение фрустрации от невыполненного, нереализованного. Герои хотят бороться и искать, но не обучены проламывать двери, а ключи от них давно пропиты. Как и красные галстуки. В итоге они кидаются громкими манифестами, смысл которых понятен только им самим, а для «достославных пьяниц, досточтимых венериков и бедных деток с лестничной клетки» их «летящие» строки представляются лишь зажигательной, но малопонятной абракадаброй. Все же бесконечно далёк народ от парижских коммун. И не в почёте у него Витгенштейн, а имя Лотреамона, скорее, воспримется как ругательство.

 

И революция, выходит, людям не нужна. Действительно, зачем революция, зачем что-то менять, когда каждый вечер государственный (а значит, самый непредвзятый и объективный) выпуск новостей подтвердит, что все хорошо и даже весьма перспективно. А скоро так будет вообще сказка. Главное — не мешать. И вовремя урезонивать мешающих. Нормальные люди это давно поняли.

 

Но публику, собравшуюся в тот вечер в «Фаланстере» таковой назвать никак нельзя. Нормальные люди вечером после тяжёлого трудового дня домой спешат — к телевизору. Или, на худой конец, культурно отдыхают в питейных заведениях. А эти поклонники Че Гевары собираются в подвале маргинальной лавки слушать стихи про революцию. Ненормальные, одно слово. Значит, не зря и очень даже правильно разогнали эту публику — один ненормальный — ещё ничего, контролю поддается, а когда их много? А вдруг после громких заявлений о том, что «За революцию я отдал голос свой, и в ней прожить имею право», их коллективное бессознательное решит, что и вправду право имеет? А тут уже и до экстремизма недалеко.

 

В очередной раз можно тихо изумиться организованности и оперативности наших доблестных стражей правопорядка. В этот раз враг найден и обезврежен. Но где гарантия, что завтра нечто подобное не повторится? Что отщепенцы не соберутся вновь по ликовать по поводу этой или другой, ей подобной, книжки? Опасны, ой, как опасны такие вот «Фаланстеры», тесные, убогие, без электронных турникетов на входе, а главное — до потолка забитые крамольнейшей литературой, толкающей молодёжь на скользкую дорожку и пропагандирующей невесть что. Мало ли что может вызреть в такой подворотне, а затем выплеснуться на улицы? Не видать Москве порядка и спокойствия, пока не будет проведена тотальная зачистка книготорговых точек, в итоге которой у нас останутся лишь высококлассные, респектабельные, отвечающие всем европейским нормам комплексы. Красавцы гиганты вроде «Дома книги» и «Библио-Глобуса». Любо ведь дорого по ним погулять. И, согласимся, в таких вот комплексах и мероприятия проводятся как у людей — спецслужбам просто в голову не придёт врываться, скажем, в «Книжный Мир» и пресекать презентацию очередного модного детектива о коварных бандитах и бесстрашных сыщиках.

 

Русский образ

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com