запрещенное

искусство

18+

29.10.2010, Русский репортер

Нетерпимость к эпатажу

2006: Галерист Марат Гельман – о нападении на него и разгроме его галереи

В данной депеше, отправленной в ноябре 2006 года, пересказывается беседа американского посла с известным российским галеристом Маратом Гельманом. Накануне на галерею было совершено нападение, а сам галерист был избит. Расследование происшествия не привело к каким-либо результатам. По мнению Гельмана, за погромом стоят либо националисты (возможно, милиционеры), либо «кто-то во власти, кто был недоволен картинами галереи, высмеивающими Путина».

Перевод


К О Н Ф И Д Е Н Ц И А Л Ь Н О ЧАСТЬ 01 ИЗ 02 МОСКВА 012265 SIPDIS SIPDIS ДЕП ЕВРО / РОС ПРИКАЗ 12958: РАССЕКР.: 03.11.2016 ТЕГИ: PHUM, PGOV, KDEM, SCUL, RS ТЕМА: ГАЛЕРИСТ НАМЕРЕН ДОБИВАТЬСЯ ТЩАТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ РАЗГРОМА ЕГО ГАЛЕРЕИ Засекретил: Посол Уильям Дж. Бёрнс (William J. Burns): 1.4 (b, d).

 

Резюме

 

1. (C) Решительно настроенный Марат Гельман сказал нам 31 октября, что намерен использовать остающиеся у него официальные связи, чтобы активизировать вялотекущее расследование нападения, совершенного 21 октября на его московскую арт-галерею. За время, которое прошло с момента, когда десять человек уничтожили двадцать картин и избили самого Гельмана, правоохранительные органы «не сделали ничего». Нападение могло быть связано с грузинской национальностью выставленного художника или репутацией галереи, выставляющей работы, которые задевают чувства националистов. Мы будем и далее затрагивать вопрос о нашей озабоченности отсутствием результатов расследования с соответствующими официальными лицами правительства России. Конец резюме.

 

Что произошло

 

2. (U) По сообщениям московских СМИ, 21 октября несколько человек ворвались в расположенную в центре Москвы галерею Марата Гельмана, уничтожили картины, компьютерное оборудование и избили владельца галереи Марата Гельмана. Наблюдатели предположили, что за нападением могут стоять ультранационалисты. Они заметили следующее: нападение произошло через день после того, как в аэропорту «Шереметьево» были конфискованы работы из галереи Гельмана, высмеивающие президента Путина; в момент, когда в Москве разжигались анти-грузинские страсти, в галерее экспонировались работы грузинского художника Александра Джикии; галерея Гельмана, регулярно выставляющая эпатажное искусство, и в прошлом становилась источником скандалов и объектом аналогичных погромов.

 

3. (C) Гельман ненадолго попал в больницу, а 31 октября сказал нам, что у него нет доказательств, что нападавшие были ультранационалистами. Их было десять человек, на них были тяжелые ботинки и лыжные шапочки, они действовали методично, как будто просто выполняли ежедневную работу. Они заставили двух женщин-ассистенток Гельмана стать лицом к стене, избили Гельмана, разбили его компьютер (который был оснащен веб-камерой, и она, возможно, зафиксировала происшествие), уничтожили двадцать картин и ушли.

 

4. (C) После окончания предписанного ему постельного режима Гельман выяснил, что уголовное дело, возбужденное в день нападения, «ничего не дало». Он планирует использовать остающиеся у него связи в правительстве, чтобы активизировать расследование, но особых надежд не питает.

 

Возможные мотивы

 

5. (C) Гельман не знает, кто стоит за нападением. «Цель, по его словам, была в том, чтобы запугать, показав, что те, кто совершает такие деяния, могут оставаться безнаказанными». Гельман предположил, что у преступления могут быть две версии: оно могло быть делом рук рядовых националистов, возможно, милиционеров не при исполнении или военных, подхвативших волну анти-грузинских настроений, которые царили в тот момент в Москве; либо за погромом мог стоять кто-то во власти, кто был недоволен другими картинами галереи, высмеивающими Путина; в тот момент их везли в Лондон, но они были конфискованы в аэропорту «Шереметьево».

 

6. (C) Гельман не увидел связи между нападением и тем фактом, что он внесен в «список врагов», который циркулирует здесь (в списке, в частности, была убитая недавно журналистка Анна Политковская). Он также не уверен, что грузинская национальность художника, работы которого были в тот момент выставлены, могла стать причиной погрома. Безотносительно того, что происходило с его галереей в последнее время, Гельман настроен оптимистично и считает, что российское современное искусство одержит победу «над силами тьмы», хотя признает, что эти силы тьмы сейчас на подъеме. В отдельном разговоре художник Дмитрий Гутов – известный современный автор, которого представляет Гельман – был настроен менее жизнерадостно. Культура в России, по его словам, «висит на волоске». Он упомянул о прошлогоднем нападении на Сахаровский центр – другой пример растущей нетерпимости в России. МОСКВА 00012265 002 ИЗ 002

 

Информация о Гельмане и его галерее

 

7. (U) Гельман – свой человек в российской политике. Он работал консультантом Кремля и в 1995 г. вместе с Глебом Павловским основал прокремлевский Фонд эффективной политики. Гельман также участвовал в создании политической партии «Родина» (слившейся с Российской партией жизни и Партией пенсионеров 28 октября) и был советником кремлевского фаворита на укрианских президентских выборах 2004 г. Виктора Януковича.

 

8. (U) Галерея Гельмана была основана в 1990 г. и часто выставляла и выставляет эпатажное искусство. В 2005 г. в галерее прошло альтернативное Московское биеннале, в рамках которого были показаны работы о Путине, Чечне и русском православии, не вошедшие в официальную выставку. В феврале 2003 г. выставка «Ненормативная живопись» была разгромлена двумя лицами, которым не понравились представленные работы.

 

Комментарий

 

9. (C) Действительно трудно точно определить мотивы нападения на галерею 21 октября. Сообщения в СМИ о конфискации произведений в аэропорту «Шереметьево» накануне могли спровоцировать ту или иную группу [на насилие], либо галерея могла стать жертвой волны анти-грузинских страстей, которая достигла на тот момент своей кульминации. «На полях» недавней пресс-конференции в Третьяковской галерее на Крымском Валу по случаю открытия выставки, одним из организаторов которой является Фонд Гельмана, некоторые из присутствовавших галеристов и представителей региональных музеев выражали беспокойство по поводу ползучей общественной нетерпимости к эпатажному искусству. При этом, как представляется, они согласны с Гельманом, что единственный правильный образ действий – это упорство, а не отступление. Мы продолжим выражать свою озабоченность этим делом соответствующим официальным лицам правительства России. БЁРНС

 

Оригинал


C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 02 MOSCOW 012265 SIPDIS SIPDIS DEPT FOR EUR/RUS E.O. 12958: DECL: 11/03/2016 TAGS: PHUM, PGOV, KDEM, SCUL, RS SUBJECT: OWNER VOWS TO PUSH FOR VIGOROUS INVESTIGATION OF GALLERY RANSACKING Classified By: Ambassador William J. Burns: 1.4 (b, d).

 

Summary

 

1. (C) A resolute Marat Gelman told us October 31 that he intended to use his remaining official contacts to energize a languishing criminal investigation of the October 21 attack on his Moscow Gelman Art Gallery. Law enforcement officials had "done nothing" since ten men smashed twenty paintings and beat up Gelman in an attack that could have been provoked by the nationality of the artist being exhibited --Georgian-- or by the gallery's history of displaying work offensive to the sensibilities of nationalists. We will continue to raise our concerns about continued lack of movement of the investigation with appropriate GOR officials. End summary.

 

What Happened

 

2. (U) As the Moscow media have reported, on October 21 a group of men stormed the central Moscow Guelman Art Gallery, destroying paintings, computer equipment, and beating the gallery's owner Marat Gelman. Observers at the time suggested that ultranationalists may have been behind the attack. They noted that: -- it came one day after artworks from the Gelman Gallery lampooning President Putin were confiscated at Sheremetevo airport; -- on display at a time when anti-Georgian passions in Moscow were being stoked, were the works of Georgian artist Aleksandr Dzhikia; -- Gelman's gallery, which regularly exhibits irreverent art, had been a source of controversy, and similar depredations, in the past.

 

3. (C) Gelman, who was briefly hospitalized after the event, told us October 31 that he had no proof that the attackers were ultranationalists. The ten men who invaded his gallery wore heavy boots and ski caps, and were "methodical, as if they were just doing a day's work." They ordered Gelman's two female assistants to face the wall, beat Gelman, destroyed his computer (which was equipped with a webcam that could have recorded the incident), and savaged twenty paintings before leaving.

 

4. (C) Gelman discovered after ending an enforced period of bed rest that the criminal investigation opened on the day of the incident "had gone nowhere." He planned to use what connections to the government he retains in an effort to energize law enforcement authorities, but was not hopeful.

 

Possible Motives

 

5. (C) Gelman did not know who was behind the attack. "The goal," he said, "was to terrorize by demonstrating that perpetrators of such acts can act with impunity." Gelman suggested two possible hypotheses for the attack: -- it was the work of rank-and-file nationalists, perhaps off-duty police officers or members of the military, who were riding the wave of anti-Georgian feeling then current in Moscow; -- behind the sacking was someone in power unhappy with other gallery-sponsored pictures, then en route to London, that lampooned President Putin, and had been confiscated at Sheremetevo airport.

 

6. (C) Gelman did not ascribe the attack to his place on the "enemies" list making the rounds here --recently assassinated journalist Anna Politkovskaya was on that list-- nor was he certain that the Georgian nationality of the artist being exhibited was the cause. The recent history of his gallery notwithstanding, Gelman remained optimistic that contemporary Russian art would triumph over "the forces of darkness," although he conceded that those dark forces were currently in the ascendancy. In a separate conversation, artist Dmitriy Gutov, a well-known contemporary of Gelman's, was less sanguine. Culture in Russia is "hanging by thread," he said. He mentioned last year's attack on the Sakharov Center as another example of creeping intolerance in Russia. MOSCOW 00012265 002 OF 002

 

About Gelman and His Gallery

 

7. (U) Gelman is no stranger to Russian political life. He has worked as a consultant to the Kremlin and, in 1995 co-founded with Gleb Pavlovskiy the pro-Kremlin Foundation for Effective Politics. Gelman as well figured in the creation of the Rodina political party (which merged with the Russian Party of Life and Russian Party of Pensioners on October 28) and was an adviser to Kremlin favorite Viktor Yanukovich in the 2004 Ukrainian presidential elections.

 

8. (U) The Gelman Gallery was founded in 1990 and has frequently exhibited irreverent art. In 2005, the gallery staged an alternative Moscow Biennale, exhibiting controversial works about Putin, Chechnya, and Russian Orthodoxy not included in the official show. In February 2003, the Gelman Gallery exhibition "Obscene Paintings" was ransacked by two persons disturbed by its content.

 

Comment

9. (C) It is indeed difficult to pinpoint the exact motive for the October 21 attack. Media accounts of the Sheremetevo airport confiscation the day before the rampage may have triggered action by one or another group, or the gallery may have been the victim of a then cresting wave of anti-Georgian sentiment. On the margins of a recent Tretyakov Krimskiy Val Musuem press conference inaugurating an exhibition co-sponsored by the Gelman Foundation, some of the regional museum and gallery owners present worried about creeping public impatience with epatage art, but they seemed to agree with Gelman that perseverance, not retreat, was the only course of action. We will continue to raise our concerns about this case with GOR officials. BURNS

 

Русский репортер

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com