запрещенное

искусство

18+

15.05.2009, Коммерсантъ, Милена Орлова и Мария Сидельникова

Директором Третьяковки стала женщина

Место Валентина Родионова займет Ирина Лебедева

На директорате Третьяковской галереи прозвучало имя нового директора национального музея. Это заместитель директора по науке Ирина Лебедева, которая вступит в новую должность с 1 июня вместо ушедшего на пенсию Валентина Родионова. В истории Третьяковки это будет первая женщина-директор. С подробностями МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА и МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА.

О том, что Валентина Родионова собираются отправить в отставку,  говорили давно. Директором его назначили, чтобы закончить затянувшуюся на десять лет (1985-1995) реконструкцию основного здания музея в Лаврушинском переулке, начатую его предшественником Юрием Королевым, скончавшимся в 1992 году. Но когда строительство завершилось, директор-хозяйственник остался. Ситуация, когда крупнейший музей национального искусства возглавляет человек без специального "профильного" образования, никого особо не волновала. Валентин Родионов заручился поддержкой московского мэра Юрия Лужкова, который в 1998 году стал главой попечительского совета Третьяковки и даже в какой-то момент выступал с инициативой передать галерею из федерального подчинения в муниципальное.

 

К заслугам Валентина Родионова можно отнести и то, что ему удалось наладить отношения и с РПЦ — Третьяковка стала единственным музеем, имеющим свой действующий храм (церковь Николы в Толмачах), снабженный музейным оборудованием, куда по праздникам стало возможно выносить особо почитаемые иконы из коллекции музея без риска для их сохранности. Вплоть до недавнего скандала с "Троицей" Рублева Третьяковка счастливо избегала конфликтов с церковью.

 

Но в историю галереи директор Родионов войдет и тем, что готов был отстаивать в суде ее честь и достоинство — напомним, в 2007 году директор подал иск к тогдашнему министру культуры Александру Соколову, в своих публичных отповедях парижской выставке "Соц-арт" задевшему и сотрудников галереи, допустивших этот "позор нации". Моральный ущерб Валентин Родионов оценил в один рубль. Министр рубля не дал и пошел на мировую.

 

Заявление Валентина Родионова в среду на директорате музея о том, что он уходит на пенсию (Родионову 71 год), ни для кого не стало неожиданным. В самой галерее активно обсуждались три кандидатуры. Во-первых, директоре Государственного Пушкинского музея-заповедника Георгии Василевиче и двух "внутренних" кандидатах. Это заместитель директора, главный хранитель Екатерина Селезнева, в числе главных преимуществ которой упоминалось владение иностранными языками и, соответственно, хорошие международные связи. И заместитель директора по научной работе Ирина Лебедева, которую коллеги ценят как опытного музейщика с "правильным" искусствоведческим образованием.

 

Ирина Лебедева начинала в Русском музее, потом переехала в Москву и поступила в Третьяковку и работает в ней 23 года. До того как стать заместителем директора, она возглавляла научный отдел русской живописи начала XX века. Ее специализация — художники русского авангарда, поэтому неудивительно, что, когда в 2002 году в Третьяковку перешла коллекция современного русского искусства музея "Царицыно" вместе с ее куратором Андреем Ерофеевым, именно на Ирину Лебедеву возлагались большие надежды в том, что она будет отстаивать интересы специально созданного отдела новейших течений перед более консервативной частью третьяковского сообщества.

 

В прошлом году глава отдела новейших течений Андрей Ерофеев был уволен из Третьяковки — вскоре после того, как на него было заведено уголовное дело за "разжигание вражды" в связи с организованной им в Сахаровском центре выставкой "Запретное искусство". Претензии Третьяковки к эпатажному куратору публично изложила именно Ирина Лебедева, выступив в роли его главного оппонента. Причем вменявшиеся господину Ерофееву нарушения музейных правил учета и хранения выглядели неубедительно против его горячих речей о борьбе с цензурой. Ирина Лебедева выступала "спикером" Третьяковки и в недавнем скандале с "Апельсином" и идеей сноса здания ЦДХ на Крымском Валу, большая часть которого принадлежит Третьяковской галерее. Одним из ее аргументов в пользу того, что "коммуналку" нынешнего ЦДХ надо расселить, построив для Третьяковки новое здание, был тот, что якобы Центральный дом художника уводит публику у Третьяковской галереи на Крымском Валу, что прозвучало крайне странно из уст сотрудника одного из крупнейших музеев страны с возможностями, которые ЦДХ и не снились. Возможно, став главным лицом галереи, Ирина Лебедева поймет, что такие неловкие сравнения Третьяковку не красят и что оглядываться стоит не на соседа, а на мировой музейный опыт.

 

Да, Третьяковская галерея, и в особенности ее историческая часть, любима народом, но скорее по инерции, а чтобы Третьяковка отвечала современным музейным стандартам, требуется совершить практически революцию. Если ее сумеет сделать Ирина Лебедева, флаг ей в руки.

 

Коммерсантъ

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com