запрещенное

искусство

18+

11.09.2013, РИА Новости, Алла Руденкова

РИА Новости, Донской: за арестованные картины Алтунина предлагают реальные деньги

Политика и эротика - вещи взаимосвязанные, считает куратор "Музея власти", а по совместительству - скандально известный экс-мэр Архангельска Александр Донской.

В интервью РИА Новости он рассказал о том, как был создан музей, о причинах его закрытия, и объяснил как, на его взгляд, связаны политика и искусство.

 

 

Иностранцы предлагают неплохие деньги за арестованные в "Музее власти" Петербурга картины Алтунина, при этом сам художник остается без средств к существованию и ютится в дешевой гостинице за пределами России, рассказал в интервью РИА Новости куратор "Музея власти" Александр Донской, вынашивающий идею создания в северной столице музея смерти.

 

Александр Донской был мэром Архангельска с марта 2005 года по февраль 2008 года, когда лишился поста из-за уголовного преследования. Донской обвинялся в использовании поддельного диплома о высшем образовании, незаконном участии в предпринимательской деятельности и злоупотреблении должностными полномочиями.

 

После длительных судебных разбирательств Донской был признан виновным по двум делам. За приобретение поддельного диплома суд приговорил его к штрафу в 70 тысяч рублей. За оплату охраны из бюджета города в марте 2008 года Донской был приговорен к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Кроме того, суд запретил Донскому в течение двух лет занимать государственные должности. Читать подробнее >>

 

 

После завершения политической карьеры Донской "ушел" в сферу искусства и открыл два музея эротики "Точка G" в Москве и Петербурге, музей СССР в Москве и "Музей власти" в Петербурге. Скандал с петербургскими музеями Донского разгорелся в начале сентября текущего года, когда полиция изъяла из "Музея власти" четыре картины, а из музея эротики – две. Сами музеи были закрыты, однако позже музей эротики снова открылся.

 

Политика – тема возбуждающая


- Александр Викторович, как вы, в прошлом профессиональный политик, вдруг стали владельцем музея эротики? На ваш взгляд, насколько взаимосвязаны политика и эротика? Планируете ли вернуться в политику, если нет, то почему?


— Политика и эротика – темы взаимосвязанные, возбуждающие, острые, эмоциональные. Как мне говорил один психолог, люди, идущие в политику, — они сумасшедшие. Потому что это ненормальное желание. Нормальное желание человека – заниматься своим домом и семьей. А человек, который идет в политику…

 

Это не совсем здоровое влечение. Меня это тоже задело. Но в силу того, что меня выкинули из власти, может быть, поэтому я продолжаю все равно этой темой увлекаться, почему и появились музеи эротики "Точка G" и "Музей власти" в Питере.

 

Мне всячески давали понять, что я не могу заниматься политической деятельностью. Я себя не вижу в "Единой России", я не гибкий в этом плане. А ходить на митинги и получать ботинком ОМОНовца по голове – я уже это все прошел, мне это неинтересно, это все равно, что биться головой об стену.

 

Кстати, если говорить об Архангельске, у меня в этом городе до сих пор высокий рейтинг. И теоретически его, наверное, как-то можно конвертировать в то, что я бы мог стать депутатом или мэром. Мне просто это неинтересно. Но даже если бы я избрался, мне все равно не дадут работать. Если коротко – в политику не хочу, да и не пустят.

 

"Сумасшедшие" художники и секс-шоп


- Вернемся к искусству… Есть ли у вас какие-то собственные пристрастия?


— Мне нравятся "сумасшедшие" художники. Наподобие американского Энди Уорхола, создателя коммерческого поп-арта. Он начал рисовать обычные предметы, которые всех окружают в большом количестве, а потом известных людей – Мэрилин Монро, Элвиса Пресли… Изображал их очень просто, почти как на фотографии. Он стал известным благодаря такому необычному подходу, используя узнаваемые бренды и символы, а еще тем, что вел себя странно. В этом плане мне интересен и Сальвадор Дали. В этот список входит и художник Константин Алтунин, картины которого изъяла полиция из "Музея власти".

 

- Когда вы приобрели свою первую эротическую коллекцию?

 

— Еще до того, как стать мэром Архангельска, лет 15 назад я ее начал собирать. Я еще тогда не думал о создании музея. Какие-то вещи привозил из поездок, то есть просто их собирал. Я очень давно открыл в Архангельске первый секс-шоп. Но это не Питер и не Москва. И знающие люди говорили, что в него никто ходить не будет, и по этой причине я не смогу выиграть выборы. Но все произошло с точностью до наоборот. Сейчас уже есть много людей — коллекционеров, художников, скульпторов, — которые мне пишут и предлагают выставить свои экспонаты и работы в музее и даже не просят за это денег. Это очень интересная работа, но и в то же время очень сложная, потому что действительно любопытных экспонатов в России мало, так как в СССР секса не было, а за постсоветское время эротических шедевров создано очень мало.

 

Прибыль музеев


- С чем связан ваш интерес к развитию таких "нетрадиционных" музеев? Это для вас бизнес, форма протеста или все дело в любви к современному искусству? Приносят ли ваши музеи прибыль?


— Изначально, конечно же, это личный интерес. Но это и протест. Если обратиться к психологам, то, наверное, они скажут, что это некая форма неприятия традиционных устоев. Я делаю только то, что мне интересно. Второе — если это еще приносит прибыль – это прекрасно.

 

Все проекты, которые я делал как куратор, – они все прибыльные, за исключением "Музея власти", несмотря на то, что он самый обсуждаемый и количество его упоминаний в интернете самое больше из всех проектов. Огромный убыток возник, потому что у нас забрали из "Музея власти" не только картины, но и кассу.

 

Нам еще арендодатели не отдают арендную плату, которую мы заплатили за 2 месяца вперед, нам, наверное, придется с ними судиться. Все это и расходы, и моральные издержки.

 

Из-за этого у меня периодически возникают конфликты с родными и близкими, потому что они говорят мне, что я делаю эти вещи во вред семье. То, что произошло, повлияло на всех имеющих отношение к музею людей. Тот же Костя (Алтунин – прим. ред.) не планировал сбегать из России, а сейчас вынужден жить в самой дешевой гостинице в самом криминальном районе Парижа. У него нет денег. Мы до сих пор не продали ни одной его картины. Есть повышенный интерес к его картинам, которые арестованы, но мы не можем их продать.

 

Кстати, большой подарок судьбы: по счастливой случайности полиция изъяла лишь копию картины "Реслинг", а оригинал остался у нас. И сегодня эту картину и четыре работы Алтунина я выставил на аукцион Ebay.

 

Меня часто спрашивают, что я, наверное, несказанно заработал на этом скандале… Пока что не заработал. Но надеюсь, что картины удастся продать, потому что люди, в основном иностранцы, предлагают за них реальные деньги. И, конечно же, есть интерес их выставить. Но, к сожалению, мы не можем найти выставочный зал в России. Есть предложения по организации выставок "Музея власти" в Хельсинки, Кельне, Киеве и Париже.

 

"Почувствуй себя геем"


- Каким образом пополняется музей власти, откуда поступают новые экспонаты? Какова вообще концепция музея? Или это, скорее, выставочный зал? Есть ли постоянная экспозиция, что она собой представляет?


— Изначально я просто находил, в том числе, в интернете, художников, которые мне интересны. Писал им письма и предлагал выставиться у нас, многие из них эти приглашения приняли. А когда возник этот скандал, огромное количество художников и скульпторов захотели выставиться в музее. На текущий момент есть большое количество предложений не только из России, но и из-за рубежа. Но мне, честно говоря, все-таки хотелось бы, в первую очередь, показать выставку в России.

 

В постоянную экспозицию музея власти входит более 80 экспонатов. Это совершенно разные вещи, не все, к сожалению, мы успели выставить. К примеру, есть актуальная картина художника Алексея Чижова "Почувствуй себя геем", роли в которой – гея или полицейского – смогут сыграть посетители музея, засунув голову в тантамареску (стенд для фотографирования со специальной прорезью для головы). Есть ряд скульптур, изображающих правителей прошлого в современной интерпретации. К примеру, Цезаря. Но эта скульптура, к сожалению, теперь тоже пылится на складе.

 

Концептуальная структура музея – два зала, в одном должны выставляться произведения современных художников, в другом — коллекция старинных символов власти, в том числе, жезлов и тронов правителей. Однако мы не можем выставить экспонаты по причине того, что музей закрыт, нас выгнали, а нового помещения пока найти не можем. Публичность в этом случае имеет свои и плюсы и минусы. Владельцы помещений музея власти тоже не хотят проблем с полицией и властями.

 

"Живой" Ленин пугает посетителей


- Посетители курируемых вами музеев – кто они? Какова динамика посещений? Выражает ли кто-то из посетителей свое недовольство увиденным и в какой форме?


— Самый вызывающий эмоции арт-экспонат, по которому бывают и претензии, и удивление, и восторг посетителей — это экспонат, который находится в музее СССР в Москве. Мы создали там мавзолей, и Ленин там реалистичный, потому что "дышит". Экспонат изготовлен специалистом высокого уровня, который делает фигуры для музея мадам Тюссо. Некоторые посетители, увидев "живого" вождя мирового пролетариата, даже сбегают из музея… По этому поводу у нас был конфликт с группой коммунистов, которые жаловались, что мы издеваемся над Лениным, но впоследствии конфликт был улажен.

 

Музей "Точка G" вызывает претензии у трех категорий граждан – это петербургский депутат Милонов и его последователи, православные активисты во главе с сотрудником РПЦ Энтео. И еще у нас был конфликт, когда группа мусульман избила нашего промоутера с восточной внешностью. Они посчитали, что парень не имел права заниматься этим делом, и ему проломили голову.

 

С посещаемостью у нас проблем нет. Люди знают, куда и зачем они идут. Есть проблемы с теми, кто пытается с нами бороться. И самый посещаемый из наших музеев – "Точка G" в Москве. Для бизнеса очень важно выйти на точку безубыточности, когда доходы превышают расходы. Так вот мы вышли на точку безубыточности в самый первый день работы музея.

 

Когда мы открылись в Питере, в первые дни была не очень большая выручка. Был январь. Но самая большая выручка была после того, когда нас 14 февраля пикетировал Милонов. С ним пришли представители СМИ, и они четыре дня потом рассказывали, что нас пикетировал депутат. Как итог — выручка резко увеличилась.

 

Усиление цензуры и акция протеста


— Чем вы объясняете произошедшее с музеем власти и музеем эротики?

 

— Это открытая цензура. И никто этого не скрывает. Один из инициаторов закрытия музеев – депутат Виталий Милонов – очень интересный персонаж. Когда я предложил его изобразить, Костя Алтунин посмотрел на его фотографию и сказал, что у него очень колоритное лицо для рисования. Для объективности скажу, что Милонов, наверное, входит в десятку самых узнаваемых людей в России. Он правильно делает свой пиар, но многое из того, что он говорит, меня не устраивает.

 

- Как вы относитесь к деятельности эпатажных арт-групп ("Война", "Пусси райот" и др.), выражали ли они желание получить площадку для своих акций в Петербурге на базе ваших музеев?


— Людей из "Пусси райот" я лично не знаю. До ситуации с закрытием "Музея власти" людей из арт-группы "Война" я тоже не знал. Они нам позвонили, пришли к музею и сказали, что готовы поддержать. Возникла идея перфоманса, в ходе которого они вынесут картину Алтунина с изображением лидеров стран G20 на Невский проспект, тем самым выражая поддержку музею власти и художнику. Я позвонил Алтунину, сказал, что есть такое предложение, что картина может пропасть или быть уничтожена в ходе акции.

 

Он ответил, что ему приятно, что люди его поддерживают и что он не против. Собственно, так и произошло. Они вынесли картину, и представителя арт-группы "Война" Игоря Чепкасова арестовали на десять суток. После этого я сказал ребятам, что они могут продать картину с аукциона и получить деньги на какие-то другие творческие акции. С Костей Алтуниным я этот вопрос обговорил.

 

По поводу отношения к их творчеству… К ним можно относиться по-разному. Но я бы лично побоялся давать оценку – хорошо это или плохо. По причине того, что это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Я думаю, что творчество должно быть внутри галерей и музеев, а не выставляться на улице, но, к сожалению, власти делают все, чтобы художники выходили на улицу. Я считаю участников "Пусси Райот" и арт-группы "Война " очень смелыми и креативными людьми, я по сравнению с ними трусливый тупой кролик.

 

От "Музея власти" к музею смерти


— Если музей власти больше никогда не откроется, в каком направлении думаете двигаться дальше?

 

— Я думаю, чем заниматься дальше. Есть и другие дела, которые могут быть прибыльными. У меня возникла мысль сделать в Петербурге музей смерти. Людей, с одной стороны, смерть пугает, с другой — она интересна. Я не знаю, найду ли я под этот проект партнеров, которые смогут в него инвестировать, но концепцию музея уже прорабатываю: как он должен выглядеть, что люди должны в нем чувствовать и зачем должны туда ходить.

 

Почему в Питере? Здесь сконцентрирован поток туристов на Невском проспекте, а в Москве очень много мест, в которые местные и приезжие "растягиваются". Это и Красная площадь, и ВДНХ, и Арбат. Поэтому мне было бы интересно создать первый музей на Невском, а потом, может быть, и в Москве.


РИА Новости

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com